неділя, 15 квітня 2012 р.

Поколение потерянных


Недавняя поездка в метро, сильно сдвинула мои взгляды относительно поколения молодых людей родившихся в 90е годы. Получилось так, что это стало поколение без ориентиров, действительно потерянное поколение. Этим ребятам приходиться переживать период своего юношеского становления в пожалуй самый жуткий период нашей истории влияющий на формирование личности.
В отличие от поколения 80х, которое застало еще советскую, в общем-то, школу, поколение 90х, пошло в школу, когда умами всех правили только деньги, которыми стал измеряться успех и в данном случае речь может идти только о деньгах родителей разумеется.
Родители, которые в 90е сами столкнулись с этой новой парадигмой мышления, вложили все силы в зарабатывание этих самых денег и не смогли особо дать детям каких-либо духовных ориентиров, потому что сами стали образцом поклонения деньгам, так как старые ценности были неприменимы, а новых просто еще не было. И если у тех, кто родился уже в 2000е годы, есть шанс застать жизнь, где что-то поменялось, то у их более старших сверстников уже нет. У этого поколения нет никаких особых ориентиров, кроме как тех, что успех в жизни обеспечивают деньги и их нужно как можно больше, максимум не имеет пределов. И желательно заработать их побыстрее и любым возможным способом. И уж точно не работая в особый напряг – это «не круто».
На эскалаторе передо мной чуть ниже ехала группа, очевидно одноклассников,  3го – 5го классов, они с шумом, присущим ватаге задорных воробьев – кидали на балюстраду обертки от конфет, пачек печенья, что не такая уж редкость. Но один из них даже положил свой рюкзак на балюстраду и стал вести его по ней обминая фонари с рекламой. Он не успел убрать рюкзак из под  очередного фонаря, рюкзак зажало, и мальчишка дернув его несколько раз с силой, не смог его высвободить – эскалатор понес его дальше. После нескольких мгновений растерянности он рванулся и побежал вверх по эскалатору, люди ехавшие позади не успевали отойти и тогда он бил их локтем в живот и те инстинктивно отступали на ступеньке в сторону. Поток людей не позволял остановиться и я уехал с толпой вниз уже не видя, что происходило дальше.
Но самое впечатлившее меня, происходило и не там. Группа его товарищей, а там были и мальчишки и девчонки, продолжала ехать передо мной и выйдя с эскалатора, спокойно пошла дальше по платформе. Некоторые из них обернулись посмотреть, что же с их незадачливым товарищем. Одна из девочек видимо, что-то сказала об этом своим, в ответ один из ребят кинул потрясающую фразу, которую я расслышал идя рядом – «Его проблемы...». Они очень спокойно прошли на посадку, сели в вагон пришедшего поезда и уехали.
Количество людей уже не позволяло понять, что было дальше. Слышно было только, что служительница метрополитена сидящая в будке внизу эскалатора – нажала гудок вызова милиции.
Некоторое время я действительно пребывал в недоумении. Я конечно понимал, что молодое поколении уже имеет слабые ценности, но что это будет так, я был не готов. В конце 80х, когда я был в начальной школе, такая группа вероятно могла бы бросить товарища убежав в поезд, чтобы избежать проблем с милицией, хотя так поступило скорее всего меньшинство. Но сделать это так спокойно – конечно, ведь теперь они хорошо знают, что не они сделали, значит их и не могут наказать, плюс за спиной родители – так чего торопиться. Ну а подождать друга или помочь ему – «Его проблемы!», а его проблемы это не мои проблемы... Маленькие, еще беззубые, но уже акулки, но скорее волчата. Когда им предстоит встретить жизнь в полной красе, когда окажется, что родители сделали не так уж много денег, а сами они не так просто достаются – какой путь такое поколение выберет?

середа, 11 квітня 2012 р.

Матрица - революция

В сегодняшнем мире в начале 21го века, мы все больше подвергаемся изменению культуры общения. Коммуникационные технологии постепенно приближаются к тому, что-бы позволить человеку быть 24 часа в сутки на связи в любом месте. Сегодня что-бы поговорить с другом глядя ему в глаза - вовсе не обязательно встречаться с ним, это может быть сделано с разных концов Земли при помощи видеосвязи. Но что самое неоднозначное, это то что мы таким образом начинаем общаться не только с людьми на другом конце Земли, но и со знакомым, а порой и незнакомым человеком из соседнего дома. Мы прокачиваем все больше данных по Сети, пока борясь за визуализационное пространство и аудио, но на подходе уже и технологии передачи тактильных ощущений, вкуса и обоняния, а далее ... уже и сегодня есть прототипы прямой передачи данных в мозг человека.
Это уже даже перестало будоражить воображение и голоса о приходе Матрицы слышны все громче и имеют под собой все более твердую почву.
Ранее и я придерживался мнения о том, что переселение людей в виртуальный мир не только реальный вызов нынешней форме существования человека, но и очень вероятный вариант будущего, причем с шансом того, что это случиться выше, чем с шансом того что удастся избежать этого.
Однако в последнее время стал думать, что вероятно этого не произойдет. И причина этого в психологии, у людей нет реакции на такую угрозу. Интуиция всегда верно определяет угрозу, но в этом случае люди не настраиваются враждебно к Сети. Большинство все же считает ее лишь инструментом коммуникации, но не формой жизни. Мы говорим именно о подсознательном настрое, а не внешних реакциях человека.
Даже самые юные представители человечества из самого молодого поколения никак не настроены переносить свое я в общественное я и ассоциировать себя или тем более растворять свое я в общем я социума. Напротив молодое поколение как никогда хочет быть услышано - каждый персонально и желательно на весь мир.
Ничто не поменялось в Пути человека его Сути со времен творения. Все также каждый хочет быть услышан, любим и любить и все это для своего персонального я. Нет даже намеков на то, что люди готовы делегировать хотя бы часть своего я в общественное сознание. Скорее даже можно сказать, что поколение 20го века было более склонно к этому, особенно в социально ориентированных обществах.
Матрица очень удобный инструмент управлять людьми и несомненны попытки развития сценария виртуализации людей. А на последующих этапах развития искусственного интеллекта и самосознания такие попытки несомненно может предпринять и сама Сеть.
Но любой такой сценарий всегда будет иметь одинаковый финал - революцию. Любое посягательство на личное Я, всегда будет вызывать у человека реакцию и будет происходить революция. Поэтому машины не смогут получить власти над людьми, разве только путем действительного их уничтожения - сценарий Терминатора. Но виртуального рабства не состоится. В отличии от кибернетизации организма, сознание человека всегда будет пребывать в реальности.

вівторок, 3 квітня 2012 р.

Конфликт культур

Недавно довелось ехать из Киева в глубинку и обратно на электричке. Или как теперь стали называть - региональном поезде%) Несмотря на 20-ти летие независимости - это была классическая скотовозка, которая еще и имеет три класса. Мы ехали во втором - в котором по шесть персон сидят лицом к лицу по трое в каждом ряду столь плотно, что коленями упираешься в колени напротив. Третий класс отличается еще и той прелестью, что вместо кресла там деревянная лавка made in USSR, ну а первый класс это столик между такими троицами. Но в той электричке первого класса просто не было - второй был максимальным.
Сидя в такой зажатой позе поглядывал в окно и в пространство вагона на других пассажиров, вагон был забит полностью людьми одного контингента - молодежь и люди среднего возраста приехавшие жить в Киев или пытающиеся это сделать.
Такие дни как Пятница, особенно в преддверии каких-либо выходных я всегда называю - Исходом, когда около 30% всего населения покидает столицу устремляясь к себе в родные уголки, к ним присоединяются и киевляне едущие на свои дачи. В эти дни с транспортом не просто туго, а очень туго, как на дорогах так и в метро. Обратный эффект наблюдается в Воскресенье вечером, когда случается Приход, все отдохнувшие возвращаются в мегаполис придать ему новых красок.
С каждым годом эти краски тускнеют. Как потому, что ресурс регионов иссяк за десятилетия так и по причине падения самой киевской культуры.
Как правило киевляне, коренные недолюбливают приезжих, а те в свою очередь агрессивно относятся к местным коренным жителям. И собственно это характеристика любого большого мегаполиса, куда едут так называемые провинциалы в поисках лучшей жизни.
Задумался о том, почему это все же вызывает такой конфликт, что является стереотипным вымыслом, а что реальными точками кипения. И главное почему Киев в последние десять лет столь стремительно потерял в своей культуре, ведь люди ехали сюда массово и в девяностые.
Но в девяностые город ассимилировал гостей и они принимали городскую культуру и стиль жизни, последнее же время, город эту способность утратил и напротив стал опускаться, уже люди из провинции приносят сюда свою культуру и общегородской стиль становится другим.
Как и большинство киевлян я абсолютно толерантно и нейтрально отношусь к приезжим - новым жителям города. Это в целом миф о том, что тут не любят приезжих, в своем кругу ни разу не слышал негативных отзывов либо выражений, что гости несут сюда негатив, зато как раз от гостей очень много наслышан о некой к ним неприязни тут. Для себя я сделал вывод, что любой человек приезжающий в большой город (или вообще в другую культуру, как скажем путешествие в другую страну с сильно отличной культурой) испытывает чувство дискомфорта и ощущение враждебности окружения. Уверен, что это миф, который создали сами "новые жители", которым везде нужно пробиваться и жизнь их более жесткая.
Но несмотря на всю толерантность - нужно откровенно признать, что этот стык культур стал делать город хуже, гораздо хуже. И никому не нравится когда жизнь становится хуже.
И это интересный вопрос - почему первые волны "переселенцев" тянулись к киевскому стилю жизни, а последние вливания напротив пытаются "провинциализировать" киевский стиль жизни. Что с людьми стало не так?
Размышления приводят к мысли, что вывод лежит просто в математической плоскости, город просто перенасытился и более не может ассимилировать новых гостей. Ведь никто не знает даже реального населения города. Если мы действительно оценили бы состав населения города с Понедельника вечера по Пятницу утра - то даже неизвестно, что получилось бы. Я уверен, что как минимум половина всего населения города это "гости", а скорее всего их уже даже больше, если мы мы отсечем Киевский конгломерат - города спутники, то очевидно истинное население Киева в три раза больше декларируемого.
Приняв за основу статистический закон можно предположить, что способность любой системы ассимилировать вливающихся в нее работает до порога около 20% прибывающих. Для Киева это означало около 600 000 поселенцев. Очевидно даже в 90е годы приехало больше людей, но перемены не так быстро заметны. То что сегодня в Киев приехало больше 3х миллионов человек нет никакого сомнения их приехало гораздо больше. И эти люди едут "в чужой монастырь со своим уставом", а поскольку их уже больше то сам стиль жизни стал меняться. Как-то в начале 90-х мне довелось ехать в электричке между Киевом и Фастовом, вот это была точная копия сегодняшнего киевского метро: где открываются двери и толпа сразу начинает валить в вагон не выпуская выходящих, где тамбур набит как килька, а в вагоне свободно, потому что если ты зайдешь в салон - ты потом просто можешь не выйти на своей остановке. Сегодня все это реалии нашей подземки и эта культура туда пришла извне. Но мы не можем позволить себе думать, что либо плохое о гостях - просто потому, что у них нет ничего другого. Нельзя кинуть человека не видевшего воды в реку и ожидать, что он сразу поплывет, как заправски пловец. Дело не в необразованности или бескультурье, как многие полагают, порой многие провинциалы воспитание горожан, но у них просто нет никаких других примеров, кроме того, что они демонстрируют. И если раньше человек попадая в город видел вокруг себя другую жизни и пытался принять ее, то сейчас он видит уже себе подобных, да и меняться сам он не особо то хочет.
Эта трансформация не приятна, но она неизбежна и ее можно только принять.
И если чужая душа гостя потемки и нельзя сказать, что толком не нравится или нравится приезжим, то высказать мнение коренного жителя задача выполнимая. Отбросив понятие нравиться/не нравиться и взяв в руки объективность.
Что же не хотят принимать местные жители в лице новых поселенцев:
1.Вновь прибывающие поселенцы фантастически сильно не хотят принимать культуру Киева, на уровне отторжения даже какого-то. Они в принципе даже не собираются, не хотят и не будут становится киевлянами У них какая-то странная миссия - застолбится тут, и получить какой-то мифический статут жителя Киева. На самом деле даже не пытаясь изучить историю города и его характер. Напротив, хотят именно привезти сюда "кусок своего огорода" и утвердиться, что вот мол теперь это Киев - он такой. Причина такого парадокса не ясна мне и видимо нужно знать глубины психологии, чтоб это понять.
2.В большинстве тех с кем довелось пообщаться, горит страшный материализм, где деньги становятся единственным мерилом всего в жизни. Хотя казалось бы, что такие люди должы быть менее искушены, они напротив нацелены только на заработок денег и слив этих денег в следующий цикл зарабатывания. Это вроде бы прозрачный феномен, так как местные жители изначально в лучшем материальном положении и им легче в теории. Но глубинно не понятно, зачем приезжать в город, если не пользоваться его благами настоящими, а просто жить в конуре получше и спускать побольше денег. Чем тогда жизнь становится лучше? На местах якобы совсем нет работы, но и тут человек на самом деле ничего не зарабатывает, а часто еще и попадает в кредитное рабство.
3.Людей просто стало очень много. Люди едут за лучшей жизнью, и это правильно - я бы сделал тоже самое очевидно. Но нельзя требовать и от местных жителей, чтобы им это нравилось - город растет гораздо медленнее, чем прибывают люди. Тесно становится всем.
4.Вновь прибывающие гораздо больше стеснены в средствах и согласны браться за работу гораздо за меньшие деньги - это сбивает общий рынок труда. Нельзя ждать, что это тоже кому-то понравится.
5.Никто на самом деле ничего не хочет дать ни городу ни его жителям, все хотят что-то получить от него. Наверно это природа общечеловеческой жадности, но и нет особой тяги к интеграции. Как правило гости не знакомятся активно с местными, а тусуются в группах своих земляков и эти группы разделяются по признаку такого землячества. Хорошо, что эти люди еще живут в разных местах, иначе это были бы просто гетто!
Думаю на этом стоит остановится так как дальше будет велика сила поддатся искушению субъективизма.  А вот эти 5 причин лежат на поверхности.
И видимо ситуация будет становится хуже и ее просто нужно принять, как новый стиль городской жизни, тогда перемены обернутся к лучшему!